10 лет – конец детства, период, предшествующий подростковому возрасту.
Непосредственность, открытость, доверчивость отличают детей этого возраста. В основном, уравновешены и спокойны, признают авторитет взрослого, ждут от взрослых помощи и поддержки.
Переход в среднее звено – накладывает осложнения в отношении «учитель-ученик», так как появляются учителя – предметники. Это шанс начать новую жизнь. Происходит рост самостоятельности, начало сознательного отношения к себе, сравнения себя с другими.
Высокий уровень активности, самостоятельности. На первое место – кодекс товарищества, важно быть такими же, как все, проявляется желание выделиться, стремление заслужить авторитет, дружбу, уважение сверстников.
Расширение школьных знаний и умений, ощущение себя не «малолеткой», формирование интересов (спад в учебе, но интерес к внеучебным делам), развитие навыков сотрудничества со сверстниками.
Правильно и разносторонне сравнивать свои результаты с успешностью других, формирование умения добиваться успеха и правильно относиться к успехам и неудачам, развитие уверенности в себе, формирование представлений о себе, как об умелом человеке с большими возможностями развития.
Идёт овладение приёмами понятийного мышления.
Устанавливают причинно-следственные связи между изучаемыми учебными понятиями.
Навыки логических операций: обобщения, классификации, аналогии, переноса и систематизации знаний более совершенны.
Начинается освоение методов теоретического мышления, творческого мышления. Склонность к фантазированию, собственный авторский замысел – самая яркая черта характеристики учащихся 10 – 12 лет.
Следует развивать творческие способности и переводить на более высокий уровень: создание собственных творческих работ, проектов, произведения.
Развивается исследовательская жилка, формируется способность к смене стратегии, гипотезы в процессе решения учебной проблемы.
Речь связная, грамотная со словарным богатым запасом.
Аккуратность оформления письменных работ. Сохраняют работоспособность и учебную активность в течение всего урока, предпочитают насыщенность и высокий темп проведения урока. Способны длительно подчинять поведение намеченной цели, умения сдерживать эмоции, моральная регуляция поведения.
Появляется способность принимать ответственные решения. Начинает развиваться мотив самообразования, связанный с жизненными перспективами.
Устойчивое эмоциональное отношение, если нет противоречий между требованиями семьи и группы сверстников, между возможностями и желаниями.
Взрослые часто «овзросляют » пятиклассников и в то же время подчеркивают их «детскость». Это создает двойственность, противоречивость к выполнению требований. Дети учатся манипулировать другими людьми.
Период изучения детей, их индивидуальных психофизических особенностей. Важно обсуждать с детьми данные особенности. Объяснять, почему медлительность или импульсивность мешают усвоению знаний, робость и чрезмерная чувствительность отталкивают сверстников.
Самостоятельность в управлении классным коллективом (выборность старосты, редколлегии, членов спортивного сектора и других), работа над юмором, воспитание доброго отношения к окружающим, на основе позитивного отношения к себе.